Конспект урока Кислоты часть 2

кислот.
Формулы
Кислоты
Суль-Фитна Суль-фатна Хло-Ридна Сирко-водородная Карбо-натного Азотная ортофосфорной
нее в а © г к д е
Н3Р04 е 0 и ц п в (у)
H2S (л) с щ (л) ю а и
H2SO4 т (ь) я м Р е м
Н2С03 и а в т (Ф ) ю с
HN03 В п Ц ш л (в) б
H2S03 (р) е к в о й г
Таблица заполняется по мере рассмотрения свойств.
Свойства для сравнения
Кислоты
Серная кислота H2S04 соляной кислоты
нее
Физические
свойства:
o плотность,
г / см3; р = 1,840 р = 1,123
o агрегатное состояние;
 — —
o цвет; жидкость летучая
o запах удушающий
Действие на индикаторы:
o лакмус; розовый розовый
o метилоранж
красный красный
Пятая остановка. Станция «Индикаторная»
Учитель. Для определения кислот среди других веществ используют индикаторы — вещества, изменяющие свою окраску в кислой среде.
Лабораторный опыт «Испытание кислот действием индикаторов». Ученики испытывают растворы соляной и серной кислот индикаторными бумажками. Результаты заносятся в таблицу. Затем испытывают ин-дикатор яблоко и лимонную кислоту. Делают вывод.
Вывод. Индикаторы меняют и свой цвет в растворах кислот.
Шестая остановка. Станция «Научная»
Демонстрационный опыт «Взаимодействие и серной и соляной кислот с магнием, медью и их оксидами"
На доске записывается уравнение проведенных реакций.
H2S04 + MgТMgS04 + H2У
2HCl + MgТMgCl2 + H2
К какому типу реакций относятся записанные на доске уравнения реакций?
Понятие реакции обмена
Учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие серной кислоты с куп-рум (II) оксидом». Записывает на доске уравнение реакции.
заказать эскорт

CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O
К какому из трех типов реакций, которые мы уже изучили, можно отнести эту реакцию?
Вывод. Реакции обмена — это реакции между сложными веществами, при которых они обмениваются своими
составными частями.
V. Закрепление полученных знаний
Учитель. Наше путешествие заканчивается. Домой нас приведут эти «хи-кие дорожки".
Дифференцированные задачи:
а) для учащихся, которые едут в вагоне 1-го класса:
Zn, A1, CuO, Fe2O3, Cu, Ag, H2SO4;
б) для учащихся, которые едут в вагоне 2-го класса:
Mg, Zn, Na2O, Ag, CaO, HC1;
в) для учащихся, которые едут в вагоне 3-го класса:
MgO, CuO, H2S04.
Задача
Составьте прогноз возможных реакций, напишите уравнения возможных реакций.
VI. Домашнее задание
1. Какую кислоту нельзя хранить в стеклянной посуде?
2. Соли которой кислоты называются нитратами; сульфатами; карбонатами; фосфатами?
3. Что такое «царская водка»?
4. Какую кислоту содержит желудочный сок человека?
5. Какая кислота содержится в газированной воде?
6. Какие кислоты сохраняют и передают наследственную информацию?
7. Какая кислота является одной из самых ядовитых веществ?
8. Какая кислота содержится в цитрусовых?
Головоломка
Перед вами пять схем реакций. Ответьте, что это за вещества — А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Составьте уравнения реакций:
1) A + CuOТ
2) Б + Д Т MgOSO4 + А
3) Г + ДТЖ
4) В + NaТГ + Д
5) + ЭД
«Химические дорожки»
Дифференцированные задачи:
а) для учащихся следующих в вагонах 1-го класса (высший уровень):
Zn, A1, CuO, Fe203, Cu, Ag, H2SO4;
б) для учащихся, которые едут в вагонах 2-го класса (средний уровень):
Mg, Zn, Na2O, Ag, CaO, HC1;
в) для учащихся, которые едут в вагонах 3 класса:
MgO, CuO, H2SO4, Ва, А12О3.
Название
соли Формула Цвет Агрегатное состояние Растворимость в воде
NaCl, CaCO3
Вывод: соли — разные по цвету, растворимые и нерастворимые в воде твердые вещества.
(Заходит СаСО3 — мел.)
Мел. Как приятно, что вы посетили нас.
Есть у нас друзья, которые не хотят просыпаться, им кажется, что они никому не нужны. Вот если бы вы назвали их и рассказали об их большую пользу, то, возможно, произошло бы чудо.
Задача. Назовите вещества:
И вариант. СаС12, AJPO4, FeSO4, CuSO4, Ca (NO3) 2;
II вариант. Fe2 (SO4) 3, MgCl2, CaCO3, FeS, NaNO3.)
Учитель, которые основные правила надо помнить, называя соли? (Указывать валентность элемента.)
Дети, давайте разбудим соли, расскажем об их пользе.
Натрий Нитрат. Чилийская селитра отошла в историю. О ней заговорили сто лет назад. На огромных просторах Чили простирается мрачная пустыня Атакама. Она тянется на сотни километров. На первый взгляд, это обычная пустыня, но она имеет одну особенность: под тонким слоем песка залегают мощные залежи натрий нитрата, или натровой селитры. Это вещество хотели использовать для производства пороха. Срочно снарядили экспедицию, чтобы доставить в Европу заокеанский продукт, но весь груз пришлось выбросить в море: оказалось, что для производства пороха необходима калиевая селитра. Однако история с чилийской селитрой не закончилась. Ученые установили, что она является ценным азотным удобрением.
Кальций карбонат. Я — одна из самых распространенных соединений на Земле. Минералы на основе СаСО3 покрывают около 40 млн. Км2 земной поверхности. Мел, мрамор, известняк, ракушечник — все СаСО3. Мел — это не только школьный мел и зубной порошок. ее используют в бумажной и резиновой промышленности в качестве наполнителя. Мрамор применяют для скульптурных работ, а с менее ценного изготавливают электротехнические щиты. Известняками мостят дороги, с помощью этих веществ уменьшают кислотность почвы.
Калий Цианид. Я ~ очень ядовитая соль, хотя имею совсем невинный вид. Я необходим для извлечения золота и серебра из руд, многих органических веществ. А еще меня добавляют в сталь — это придает ее поверхности большой прочности.
Натрий гидрокарбонат, а я принадлежу к кислым солей, потому что я — продукт неполного замещения водорода кислоты атомами металла. Химики зовут меня натрий гидрокарбонат NaHCO3, но известный я вам как сода обычная, питьевая. Раствор питьевой соды используют в медицине для снижения кислотности желудочного сока, для полоскания горла при ангине.
Раствор питьевой соды — составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой. Выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену.
Мел. О, чудо! Наши друзья проснулись. Спасибо, дети Земли. Надеемся, что вам было интересно путешествовать. Верим, что мы нужны в землянам. Будем верно вам служить и дома, поле, и в школе. А в память вручаем вам подарок «Морские водоросли», выращенные нашими жителями.
Учитель. Пора нам отправляться домой.
IV. Закрепление изученного.
1. Игра «Третий лишний»:
а) NaCl, Mg (OH) 2, FeSO4, А1РО4;
б) СаСО3, NaCl, NaNO3, NaF;
в) MgSO4, CaCO3, KNO3.
2. Игра «образуют пару». Составить формулы солей: Fe, SO4, Na, Kj, Cl, PO4, Ц, Ca, CO3, SO3, S, Mf Учитель. Соли — сложные вещества, образованные атомами металла и кислотного остатка. Твердые вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми.
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание. Изучить § 37, выполнить задания 1, 2 (с. 123 учебника). Сочинить сказку о соли.
Провести опыт «Химические водоросли». Приготовить 50-процентный натрий силикат. Налить его в химический стакан вместимостью 500 мл на половину объема. На дно стакана бросить кристаллики солей СоС12o6Н2О, №С12-6Н2О, CuSO4o5Н2О, СгС13o6Н2О, FeSO4o7Н2О, MgCl2o6Н2О. Через некоторое время вырастут замечательные «водоросли» разного цвета: Co — розовые, Сu — голубые, Fe (II) — темно-зеленые, Fe (III) — бурые, А1

торрент скачать софт бесплатно