Конспект урока кислоты часть 1

Реферат по химии
«Конспект урока: Кислоты»
Цели: ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами кислот, правилами техники безопасности при работе с кислотами; дать понятие об индикаторах и витискувальний ряд металлов; выяснить суть реакции обмена на примере взаимодействия кислот с оксидами металлов; развивать умение составлять химические уравнения.
Оборудование: стаканы, зажим, спички, нагревательный прибор, знаки правил техники безопасности, карточки с индивидуальными заданиями, проездные билеты, карта маршрута, карточки с формулами кислот для игры.
Ден Сяосю

Реактивы: концентрированная серная кислота, соляная кислота, лимонная кислота, фенолфталеин, лакмус, метилоранж.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Объявление темы и задач урока
Учитель. Мы отправляемся сегодня с вами в путешествие кислотных страной, где встретимся й многочисленными ее жителями — неорганическими и органическими кислотами, познакомимся с их «внешностью», то есть физическими свойствами, обычаями, то есть химическими свойствами. Поедем мы с вами поездом. Для проезда вам необходимо приобрести билеты в вагоны 1-го, 2-го и 3-го класса. Выполним задачи.
II. Контроль и корректировка знаний
Учитель проверяет работу на индивидуальных карточках. Ученики, которые работали с ними, получают билеты в вагон 3-го класса. В настоящее время работа в тетрадях проверяется путем взаимопроверки — обмена тетрадями. На доске записано правильные ответы.
Учитель. Билет в вагон 1-го класса получат те, кто выполнил задание без ошибок. Билет в вагон
2-го класса получат те, кто допустил одну-две ошибки, остальные — в вагон 3-го класса.
III. Актуализация опорных знаний
Фронтальная беседа
Учитель. Билеты куплены; проверим, все ли готовы к путешествию.
1. Какие вещества называют кислотами?
2. Каким образом можно определить валентность кислотного остатка?
3. По каким признакам классифицируют кислоты?
IV. Изучение нового материала
Учитель. Итак, отправляемся в путешествие по Стране кислот. Первая остановка на станции «Информационной».
Станция «Информационная»
Пример сообщения ученика
На первых этапах развития химии определение понятия «кислота» базировалось на экспериментальное установленных свойствах, а не на их составе. Так, в XVII веке господствовала механическая теория ламер, согласно которой способность кислот растворять металлы объяснялась тем, что их частицы имеют острые концы, а частицы основ — тупые. При взаимодействии кислот с основами острые концы кислот входят в частицы оснований, и, таким образом, действие кислот и оснований прекращается.
На смену этой теории пришла кислородная теория, выдвинутая в 1778 году Лавуазье. По этой теории, в состав всех кислот входит кислород, вызывая их особые свойства. Однако, установление учеными Дэви и Гей-Люссаком (1810; 1814) состав соляной и фторидный кислот и открытие других веществ, не содержащих кислорода, но обладают свойствами кислот, противоречило кислородной теории.
Представление о кислоты, близкие к современным, выразил Дэви (1814) в сво-ей водородной теории кислот, согласно которой кислотные свойства веществ обусловлены наличием в них водорода. Становлению этой теории способствовали труды химиков Грэма и Либиха. Свойства кислот лежат в основе отраслей их применения. Например, хлорную кислоту применяют для получения водорода, хлоридов металлов, изготовления «нашатыря», в кожаной промыш-ности — для обработки шкур перед хромовым оказанием, в пищевой промышленности.
серной кислоты применяют в производстве минеральных удобрений, красителей, пластмасс для очистки нефтепродуктов, в производстве вы — Бухов веществ, в легкой промышленности (производство искусственного волокна, отбеливание тканей), цветной металлургии (получение Zn, Cu, Ni, Ag), в пищевой промышленности (производство крахмала, патоки).
Азотная кислота — производство нитратных удобрений, лекарственных препарату, искусственного шелка, как реактив в химических лабораториях.
Ортофосфорная кислота — изготовление фосфорных удобрений, в харчо-ресниц и текстильной промышленности, в производстве клея. В медицине — при недостаточной кислотности желудочного сока.
Учитель (делает вывод). Общее у составе и строении кислот приводит общие свойства кислот. Именно это мы должны обнаружить на следующей остановке.
1-й ученик. Н3РО4 — ортофосфорная кислота, которую обычно называют просто фосфорной, — твердая, бесцветная, кристаллическое вещество, нелетучая, очень хорошо растворяется в воде.
Фосфорная кислота используется для производства удобрений, а кроме того, для производства кормовых добавок, в качестве катализатора в органическом синтезе, для предоставления кисловатый вкус безалкогольным напиткам, для освещения сахара.
2-й ученик. HNO3 — бесцветная летучая жидкость с резким запахом, на по-ветру «дымит», очень хорошо растворяется в воде. Азотная кислота — основа для синтеза нитратных удобрений, взрывчатых веществ, красителей, нитросоединений, кино — и фотопленок, лечебных веществ, например, стрептоцида.
Азотная кислота настолько сильный окислитель, который может окиснюваты различные органические вещества и материалы. Так, в случае действия концентрированной азотной кислоты вспыхивают солома, бумага, опилки, скипидар. Она разрушает шерсть, разъедает кожу. Поэтому с нитратной кислотой нужно обращаться очень осторожно.
3-й ученик. H2SO4 — тяжелая бесцветная маслянистая жидкость, без запаха. Очень гигроскопична, активно впитывает влагу. Смешивается с водой в любых соотношениях.
Серная кислота — важнейший химический продукт основной хи-ческой промышленности. Она используется для производства хло-Ридна и уксусной кислот, некоторых минеральных удобрений, взрывчатых веществ, органических красителей, лекарственных препаратов, а также в аккумуляторах, для высушивания различных веществ, для очистки нефтяных продуктов, в сельском хозяйстве — для борьбы с сорняками ( как гербицид).
Учитель. А сейчас — помогите кислотам найти свои формулы. Укажите, к которым кислот принадлежит каждая из написанных формул. Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите название химического элемента.
Вторая остановка. Станция «Дегустационная»
Дети должны убедиться, что большинство кислот кислые на вкус. На доске — знак техники безопасности — «Ничего нельзя пробовать на вкус».
Учитель. Помните, что пробовать вещества на вкус в кабинете химии — это грубое нарушение техники безопасности. Но сегодня мы сделаем исключение. Разрешаю вам отведать лимонную кислоту.
Наш поезд отправляется дальше, но на светофоре — красный свет.
На доске появляется знак красного цвета и предупреждает о том, что следующая остановка — «ПТБ».
Третья остановка. Станция «ПТБ»
Проводится демонстрационный опыт «Растворение концентрированной серной кислоты в воде» (вода <~ кислоту)
р = 1 г / мм 3 р = 1,8 г / мм 3
Учитель. Запомните, в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде НЕЛЬЗЯ вливать воду в кислоту.
В этом случае вода, имеет меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит, и ее бризкиразом с кислотой могут попасть на руки, лицо, вызвав ожоги. Если это случилось, кожу промыть водой и 5% — ным раствором соды.
Четвертая остановка.
Станция «Экспериментальная»
Учитель. Наряду с общим свойством кислот — вкусом, кислоты отличаются друг от друга рядом признаков. Рассмотрим это на примере свойств серной и соляной