Соли, их состав, названия, значения

Реферат по химии
Тема: Соли, их состав, названия, значение
Цель: учебная: ознакомить учащихся с составом солей, их названиями; изучить алгоритм составления названий солей; выяснить, какое значение имеют соли в жизни человека; дать представление о физических свойствах солей и их распространение в природе;
развивающая: совершенствовать логическое мышление, память, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать коллективизм, экологическую культуру.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Блок питания для видеонаблюдения PV-Link

Методы: словесные — беседа, рассказ;
наглядные — демонстрации, работа с таблицей;
практические — лабораторный опыт.
Оборудование: соли NaCl, CuSO4, 5H2O, CaCO3, вода, химические стаканы, стеклянные палочки, опыт «Выращивание водорослей».
Ход работы И. Объявления тела, метя урока.
П. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение сложных неорганических соединений. Но сначала выясним, как вы усвоили материал предыдущих уроков.
Распределите записанные на доске формулы в три колонки: оксиды, основания, кислоты: MgO, CaCO3, HC1, NaOH, SO2, H2S04, Mg (OH) 2, Nad, P2OS, H2CO3, Fe (OH) 3.
А почему некоторые вещества вы не записали в одну колонок? (Не соответствуют основам, оксидам, юкк лотам.)
А что это за вещества? Где мы их встречали? (Соли,
В адрес нашего кабинета химии поступило письмо Интересно, откуда он? На конверте странное название — Coляндия. Прочитайте это письмо.
"Дорогие восьмиклассники! Услышали мы, жилищ Соляндии, о ваших успехах в изучении науки химии и решили пригласить вас в нашу страну. Дело И потому, что у нас сложилась чрезвычайная ситуация: некоторые жители заснули и мы никак не можем их разбудить. А в них столько дел! Наш колдун не может сам справиться с этой бедой. Поэтому просим вас помочь. С благодарностью, Соли натрия ".
Ну что, дети, поможем разбудить соли?
А чтобы отправиться в страну Соляндии, надо пройти тест на готовность к работе, ведь путь туда непростой — через пустыню оксид, горы Основ и реку кислоты.
(проводится тестирование, проверяются ответы на доске.
1) Вещество СuO — это:
а) оксид; в) кислота.
б) основание;
2) Натрий гидроксид — это основа:
а) растворимый; б) нерастворимая.
3) К амфотерных оксидов относятся:
а) NaOH; в) А1 (ОН) 3.
б) Са (ОН) 2;
4) 3 которым металл не будет взаимодействовать соляная кислота
а) Си; б) Mg; в) Zn?
5) Какое вещество образуется в результате взаимодействия металлов с кислородом:
а) оксид; б) основание; в) кислота?
6) валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты:
а) 2; б) 3; в) 1)
///. Изучение нового материала.
Учитель. В страну Соляндии уже недалеко. Но что это? Кажется, кто-то подает нам знак остановиться. Но это же река кислоты. Посмотрите, это на плоту — самая соляной кислоты.
соляной кислоты (ученик с эмблемой). Кто это без моего разрешения пролетает над моими владениями? И куда это вы путешествуете? (Дети отвечают.) А, знаю, знаю. Сама приложила немало усилий, чтобы родились эти соли. А разве вы не помните? Если хотите продолжить свой путь, выполните мою задачу.
Задача. Допишите уравнения реакций:
а) Си + НС1;
б) Mg + НС1;
в) Са НС1 -;
г) Fe (II) + НС1;
г) А1 + НС1.)
Молодцы! Теперь вы будете помнить, что именно я рожаю соли, которые имеют кислотный остаток СИ. Не забывайте их и передавайте им привет.
(В ходе путешествия дети в тетради заполняют таблицу.)
Учитель. Кажется, нас снова останавливают. Кто бы это мог быть?
Серная Кислота.
Я — кислота Серная,
вовсе не ароматная,
я злющая и активна.
Я везде — и здесь, и там.
Металлы разъедает,
Оксиды растворяю,
Основы, берегитесь, я уже здесь.
Вот и встретились дорогие мои. И куда это вы спешите? Что-то сомневаюсь я, что вы много всего знаете. А умеете ли вы заполнять схемы, решать творческие задачи? Если да — пропущу через воздушный коридор, а если нет.
(Задача. Напишите три уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с различными веществами, в результате получите один и тот же продукт:
Mg + H2S04 ->;
MgO + H2S04 -> MgS04;
Mg (OH) 2 + H2S04 ->.)
А вы действительно умные дети. Я вам немного помогу разобраться с солями. Мои соли — Сульфаты, так как все они имеют кислотный остаток SO4 (сульфат). Не забывайте об этом. Счастливого пути!
Учитель. Кажется, на горизонте страна Соляндия. Как же мы будем распознавать там жителей?
(Дети предлагают распознавать их по формулам.)
Какие признаки солей? Чем образованы эти соединения? (Металлом и кислотным остатком.)
(А не можем ли мы найти среди формул веществ формулы солей?
(Задача. Найдите формулы солей:
СаС12, MgSO4, Mg (OH) 2, CaCO3, Na ^, A1PO4, NaCl, А1SO4, NaOH, P2O5.)
Вот видите, нам легко будет встречаться с жителями Соляндии, потому мы их знаем в лицо. Осталось узнать их имена. Но будем ориентироваться на месте. Мы уже в стране Соляндии.
(Получается ученик в белых одеждах, на груди — знак NaCl и кристалл соли.)
Натрий Хлор. Добрый день, дорогие друзья! Ждем вас с нетерпением. Я — президент страны Соляндии. На выборах в прошлом году я был избран на второй срок. Почему?
Я — обычная поваренная соль. Что в ней может быть необычного? Каждый из вас знает, что меня зовут Натрий Хлорид, я хорошо растворим в воде, образует кристаллы кубической формы. Соль — обо-тельным составляющая морского организма. В теле взрослого человека содержится более 200 г хлорида натрия, из которых 45 г растворено в крови. Недостаток соли в пище пагубно влияет на здоровье. Считают, что массовая гибель наполеоновских солдат во время их отступления из Москвы была обусловлена ​​нехваткой соли в пище.
В давнее время за соляные источники нередко вспыхивали войны. У римлян ни жертвоприношения не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть платы получали солью.
Соль заменяла деньги многим народам. В Китае в XIII в., Как свидетельствует Марко Поло, с каменной соли изготавливали монеты. Вы, наверное, не знаете, что соль бывает не только белого цвета, но и синего, красного, зеленого. Что это я все о себе? Пойдем, я вас познакомлю с жителями нашей страны.
Вот они. Знакомьтесь.
(Открывается доска. На ней рисунки домиков с надписями «Хлориды», «Карбонаты», "Сульфаты».)
Соли сейчас отдыхают. А некоторые годами не открывают глаз. Вы же знаете, что такое соли?
(Дети дают определение.)
Так разбудите их! Запишите формулы солей.
(Ученики работают по вариантам:
/ вариант. Написать формулы хлоридов.
II вариант. Написать формулы карбонатов.
/// вариант. Написать формулы сульфатов.
IV вариант. Написать формулы ортофосфатов.
Справились? Следовательно, не забыли и о валентности металлов, и о валентности кислотных остатков. Осталось ознакомиться с ними.
(выполняется лабораторный опыт «Физические свойства солей».
1) Исследуйте физические свойства выданных солей.
2) Исследуйте растворимость солей в воде.
3) Заполните таблицу.